А.Крымов вики
Advertisement
Файл:Crimea.Yayla.Cliff-2.jpg

Уступ яйлы у Алушты.

Границы ЮБК[]

См. преамбулу — к вопросу о западном пределе ЮБК. Ена (и географы в целом) определяют длину ЮБК в 180 км.

Шаблон:Цитата

Компоненты ЮБК[]

Данное деление явл. «изобретением» Крымологии. Не используйте его в образовательных целях, не утвердившись в собственном согласии с ним.

Рельеф и климат[]

Южный берег Крыма на большей своей части (от мыса Айя до Алушты) ограничен с севера крутым уступом главной гряды Крымских гор, который зимой защищает от холодных ветров с севера, что определяет его сухой субтропический (средиземноморский) климат.

Средняя температура января составляет 4 °C, июля и августа 24 °C, в среднем 150 суток в году средняя суточная температура выше 15 °C. Среднее количество осадков — до 600 мм/год. Температура поверхностных слоёв воды у побережья в январе-феврале 4-6°С, в июле-августе — до 26 °C, однако при апвеллингах возможны резкие снижения температуры до 13-16°С. Зимой на Южном берегу Крыма морозы бывают обычно редко и кратковременно, а зима сопровождается максимумом осадков (дождя и мокрого снега). Лето длительное и жаркое.

Файл:Swallow's Nest (Crimea) 2007 vertical.JPG

Замок «Ласточкино гнездо»

История курортной зоны[]

Южный берег Крыма получил известность как курортная зона с середины XIX века. По совету выдающегося клинициста С. П. Боткина Южный берег Крыма стал местом лечения для императрицы Марии Александровны, страдавшей туберкулезом. В 1899 г. по инициативе княгини Марии Барятинской на участке, пожалованном Николаем II, была заложена «Ялтинская санатория в память Императора Александра III» — первый в Европе противотуберкулезный санаторий.

Тропы здоровья (по аналогии с немецкими терренкурами) были проложены в Крыму также по рекомендации С.П. Боткина. По приказу царя Николая II, в 1900 1901 гг. в крымской Ливадии была построена «горизонтальная дорожка» длиной в 6580 м на высоте 140 м над уровнем моря. Царскую тропу называют еще тропой здоровья, где действуют практически все лечебные факторы климатического курорта. По ней совершали путешествия три русских императора: Александр II, Александр III, Николай II. Для них специально были оборудованы смотровые площадки на горе Пендикюль. Боткинская тропа была проложена членами Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба в 1901—1902 гг., уже после смерти знаменитого врача С.П. Боткина, впервые высоко оценившего целебные свойства климата Южного берега Крыма. Петляя по горному лесу, она поднимается на скалу Ставри-Кая (760 м над уровнем моря), откуда открывается неповторимая панорама Ялты и ее окрестностей.[6]

Благодаря популярности у аристократии Российской империи в конце XIX — начале XX веков здесь велось интенсивное строительство летних дворцов и вилл, из которых наиболее известны Ливадийский, Массандровский, Воронцовский, Юсуповский дворцы и Дюльбер.

Курорты Южного берега Крыма[]

Южнобережная зона Крыма - всемирно известный курорт, в которую входят города Ялта, Алушта и поселки Гурзуф, Ливадия, Планерское, Судак, Кореиз, Мухалатка и Форос. Курорты Южного берега Крыма расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, однако, несмотря на общие черты, имеют и свои характерные особенности и даже в одной курортной местности микроклиматы порой различны. Это различие связано с рельефом местности, наличием или отсутствием лесопарковой зоны и более благоприятным наклоном территории к солнцу.[7]

В Крымском НИИ физических методов лечения и медицинской климатотерапии им. И. М. Сеченова способом сравнительного анализа выявлено, что оздоровительный потенциал Крыма выше, чем у большинства зарубежных курортов. По комплексу климатических факторов курорты Южного берега Крыма наиболее близки к классическим морским курортам Ривьеры и Лазурного берега. Но эти приморские зарубежные курорты развивались не как лечебные, а как рекреационные. По лечебной направленности, по развитию санаторной сети курорты Южнобережья не имеют аналогов. Основные показания для лечения

Для лечения на Южном берегу показаны хронические специфические (туберкулез) и неспецифические (хронический бронхит, хроническая пневмония, бронхиальная астма) заболевания органов дыхания, а также нейроциркуляторная дистония, начальные стадии гипертонической болезни и сосудистых заболеваний головного мозга.Шаблон:Нет АИ

Национальные названия[]

В крымскотатарском языке Южный берег Крыма имеет название Yalı Boyu.

В украинской научной литературе — Шаблон:Lang-uk, в английской — Шаблон:Lang-en.

Примечания[]

  1. К.Когоношвили Краткий словарь истории Крыма и другие издания других авторов
  2. Ена (В. Г., Ан. В., Ал. В.) Кратский географический словарь Крыма и другие издания научной школы этих учёных
  3. Подтверждается по 3 источникам:
    Ена: «ЮБК - регион... от мыса Фиолент на Западе до мыса Ильи - на востоке» (стр 228, указ. соч.)
    Когонашвили: «ЮБК - узкая полого-холмистая полоса... от мыса Айя... до Феодосии.» (стр 327, указ. соч.)
    Н.С.Костенко «Крымское субсредиземноморье [по Ена — синоним ЮБК] является собрание наиредчайших, единственных на Украине природных ландшафтов, его граница проходит на востоке у мыса Ильи.» (из «Феодосия», стр 87: Раздел Природа, параграф «Ландшафтное разнообразие»)
  4. Ена, указ соч.
  5. даже Ялтинский: участок Бабуган-яйлы с горой Роман-кош, принадлежащий к Ялтинскому горсовету, не является частью ЮБК.
  6. Терренкур, тропы здоровья на курортах. / в кн. Маньшина Н.В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт. – М. : Вече, 2007. – 592 с.(46-49)
  7. Маньшина Н.В. Лечение на курортах Крыма / в кн. Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. – М, Вече, 2005. – 286 с.

См. также[]

Шаблон:География Крыма Шаблон:Черноморские курорты

Advertisement