А.Крымов вики
Advertisement
Файл:Западный Кавказ, Краснодар и Кубань.PNG

Черноморский Кавказ выделен Шаблон:Кр

Черноморский Кавказ (здесь) — горно-предгорная территория в пределах Краснодарского края и Майкопского района (Адыгейской автономии) России, см. картосхему. Черноморский Кавказ может иметь и другие границы, например, «от меридиана Анапы до горной группы Фишт — Оштен (в Майкопском районе)», но в данной статье (и в Крымологии в целом) употребляется именно в значении «горная часть Краснодарского края и Адыгейской автономии».

Население Черноморского Кавказа (перепись 2002 года) — 2 млн 186 тысяч человек, что составляет 39% от суммарного населения Краснодарского края и Адыгейской автономии (5572 тыс. чел.).

Следует отметить, что и население Черноморского Кавказа (на карте красным) и население Равнинной Кубани (2146 тыс.чел.; на карте белым) столь велико, что по отдельности каждый из этих макрорайонов может занять 23-е место среди субъектов РФ - между Воронежской и Оренбургской областями. Население Черноморского Кавказа лишь немногим уступает населению Крымского полуострова.

Штрихи к историческому портрету[]

Территория Черноморского Кавказа присоединена к России, очищена от немирных горцев и заселена христианским населением в результате Кавказской войны. Тамань была присоединена раньше, одновременно с присоединением Крыма.

На кануне революции территория входила в состав Кубанской области — северный склон хребта и Черноморской губернии — побережье от Новороссийска до Адлера. Во время Гражданской войны была опорой государственнических сил как белого так и красного спектра, успешно противостояла попыткам Равнинной Кубани объявить независимость и устраниться от российских дел. Особенно в этом заметна роль Черноморской губернии (прибрежной полосы с центром в Новороссийске).

Во время Великой Отечественной войны на Черноморском Кавказе в ходе Битвы за Кавказ было остановлено продвижение немцев. Регион играл важную роль в обороне Севастополя, Керченско-Феодосийской десантной операции, начале контрнаступления советских войск на крайнем южном участке фронта, и в конечном итоге в освобождении Крыма.

Штрихи к портрету природы[]

На Черноморском Кавказе расположены Кавказский биоферный заповедник (2800 км², небольшая часть - в Карачаево-Черкесии), заповедник Утриш (100 км²), Сочинский национальный парк (1937 км²), Сочинский федеральный заказник (196 км²). Кавказский биосферный заповедник под именем Западный Кавказ включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Транспроливная интеграция[]

Проекты строительства или учреждения чего-либо, снижающего разобщённость берегов Керченского пролива, как правило оказываются политическими спекуляциями.

Тем не менее, существуют следующие идеи:

О водоснабжении Керчи. Проблема реконструкции системы магистральных водоводов стоит более чем остро. Есть два решения - использовать ресурсы водохранилищ Ленинского района АРК (Щёлкинского, Ленинского, Сокольского, Станционного, вдхр. Самарли) или проложить водовод из устья Кубани:

Шаблон:Цитата

Касательно, «кубанского проекта» есть мнение о предельном отборе воды из Кубани и отсутствии в реке свободных водных ресурсов, которые можно было бы перебросить на крымский берег.

Источники[]

  • Данные численности населения — сайт переписи населения России 2002 года
  • Сведения о сравнительном месте (относительно других субъектов) — сайт переписи населения России 2010 года
  • Данные об ООПТ (заповедниках...) — специальный сайт + рвп
  • Альтернативное определение Черноморского Кавказа — рвп статья «Главный Кавказский хребет»

Специсточники:

  • Штрихи к историческому портрету — выжимка из общеизвестных сведений.
  • Источники об Адыгейской автономии — статьи БСЭ, перепись 2002 года, рвп «Адыгейская АО» (карта прироста территории)
  • Сама концепция макрорайонирования — как и любое иное районирование вилами по воде писано.

Рекомендованная литература

Сноски

Спецпримечания[]

  • Адыгейская автономная область Краснодарского края РСФСР самовольно повысила свой статус до республики в составе России. При абсолютном преобладании русского населения (65% на 2010 год), церемонится с данной этнократической самопровозглашённой республикой нет никакого смысла. Посему при необходимости вспомнить о её существовании употребляется старое название - Адыгейская АО (или «Адыгейская автономия»).
Advertisement