А.Крымов вики
Advertisement

Феодосийская (она же Мариупольская) викарная епархия[]

Существовала в конце XVIII века[1]

Епархии, возникшие на фоне обновленчества[]

Епархии РПЦ, возникшие на фоне «Обновлеческого движения» в РПЦ в 20-30-е годы XX века или преобразованные в то время из бывших викарных епархий (то есть титульных, не привязанных в действительности к поименованной территории):

  • Керченская епархия
  • Феодосийская епархия
  • Севастопольская епархия
  • Ялтинская викарная епархия

Все названные епархии исчезли к началу Великой Отечественной войны, в связи с прекращением гос.поддержки «Обновленческого движения».

Шаблон:Начало цитаты Обновленческая Симферопольская епархия многократно территориально перекраивалась и административно реконструировалась с изменением титулов и объема административных полномочий пребывающих в епархии архиереев. Делалось это не всегда продуманно и без учета местного положения; отсюда чрезвычайная неразбериха с некоторыми датами. При отсутствии соответствующей документации разобраться в этой административной раскольничьей каше не представляется никакой возможности. (То же самое можно отметить и по ряду других обновленческих епархий).[2] Шаблон:Конец цитаты

Без дополнительного исследования (по недоступным через интернет источникам) невозможно сказать, как происходило перетекание людей, титулов и названий епархий между обновленцами и РПЦ. И когда появление викарной епархии в РПЦ было следствием возвращения кого-нибудь из обновленческого раскола, а когда происходило по внутренней логике развития православия в Крыму.

К сугубо обновленческим изобретениям относятся:

  • Керченско-Феодосийская епархия (существовавшая с 1925 по меньшей мере 1929 год)[3]
  • Симферопольская епархия (в границах исключающих К-Ф епархию)

«Краденый титул»[]

Шаблон:Цитата

Суро́жская епа́рхия (англ. Diocese of Sourozh) в современной истории — зарубежная епархия Русской православной церкви в Великобритании и Ирландии. Учреждена в 1962 году. Объединяет приходы на территории Великобритании и Ирландии.

Керченское викариатство — в современное время викариатство (=викарная епархия) Сурожской епархии Русской православной церкви. Основано в 1990 году. Епархиальный центр — Манчестер.

Ко́рсунская епа́рхия (фр. Diocèse de Chersonèse) — епархия Русской православной церкви, объединяющая приходы во Франции, Швейцарии, Испании, Португалии и временно в Италии. Основана в 1960 году в рамках Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, просуществовавшего до 1990 года.

Различные неканонические организации повторяют вслед за РПЦ практику использования Крымских названий для епархий Западной Европы, «что уж совсем не хорошо».

Современное устройство УПЦ МП = РПЦ в Крыму[]

Сейчас Крым разделён между двумя епархиями УПЦ МП: Симферопольской и Джанкойской и Раздольненской. К последней отнесены присивашские и центрально-степные районы Крыма. К основной - Симферопольской - большая часть приходов полуострова и все основные города. Руководством Джанкойской епархии поднимался вопрос о передачи части богатых[4] районов в её состав, что вызволо бурю негодования у верующих самой новосозданной епархии и негативную реакцию территорий, на которые высказывались притязания.

В связи с некоторой автономией процессов в УПЦ МП и РПЦ, сложно ожидать переноса начавшейся в 2011 году митропольной реформы (созданием митрополий, как звена между епархиями и Патриаршим престолом) на Украину. Тем не менее, высказывались мысли о желательности выделения ещё одной или нескольких епархий из состава Симферопольской, либо прекращения «Джанкойского эксперимента» и восстановления старых границ.

Если УПЦ МП пойдёт за российской частью РПЦ в части «одна митрополия - один регион», то следует ожидать учреждения Симферопольской митрополии в границах Крымского полуострова во главе с Лазарем, давным-давно являющимся митрополитом (по праву чести, но не по названию возглавляемой единицы церковно-территориального деления). При этом нынешняя Симферопольская епархия будет раздроблена ещё на несколько частей, которые войдут в состав Симферопольской митрополии как отдельные епархии.

Каковы будут эти части зависит от внутренней структуры власти в Крымской епархии, постигнуть которую в силах разве что киевские и московские иерархи, но никак не внешний наблюдатель.

Высказывались следующие точки зрения:

  • Севастопольскую епархию следует выделить из-за особого статуса города-региона
  • Керченско-Феодосийскую епархию следует выделить как наиболее удалённую от Симферополя
  • Евпаторийская также нужна из-за необходимости усилить внимание к проблемам приходов на крайнем западе полуострова

Совершенно очевидно, что ни Бахчисарайский, ни Белогорский район не будет выведены из состава Симферопольской епархии, так как митрополит Лазарь уделил особое внимание возрождению монастырской и церковной жизни и выстраиванию межконфессионального мира с мусульманами именно на этих землях. Как раз по этому поводу звучала несправедливая критика со стороны некоторых Джанкойских клириков.

Будущее ЮБК и Судакского региона для нас не ясно. Хотя, учитывая радикализм Судакской православной общественности (что не могут себе позволить православные в Бахчисарае, в частности, чтобы не подрубить на корню сверхважный проект с Успенской лаврой), предположим, что Судакский регион отдадут Керченско-Феодосийской епархии, где он будет чувствовать себя комфортнее; да и самой епархии критически важен «приличный» монастырь на своей территории.

С ЮБК интереснее. Регион имеет собственный отличный и от Севастополя и от Предгорья внешний фон, влияющий на очередность задач руководства гипотетической епархии (нет межнациональных проблем, зато нужны храмы в санаториях). Любители денежной логики могут заметить, что основные проекты Симферопольской епархии сконцентрированы в Симферополе и Бахчисарае, а значит никаким донором ЮБК не является. Более того, некоторые церкви на ЮБК строились на деньги тех же людей, что поддерживают православие (в том числе и политическое православие) в Севастополе. Отсюда следует, что регион строптивый и не жизненно необходимый для Симферополя.

В любом случае, внутреннее единство Симферопольской епархии в нынешних границах очень велико, а авторитет митрополита Лазаря незыблем, и именно он (с его пониманием задач стоящих перед православной иерархией в каждой из частей Крыма) самым решающим образом будет влиять на то каким епархиям бывать, а каким нет.

Разные другие церкви[]

  • Диоцез Одессы-Симферополя Римской католической церкви
  • Одесско-Крымский экзархат УГКЦ (греко-католики; территориально совпадает с диоцезом РКЦ)
  • Крымская епархия УПЦ-КП (филаретовцы)
  • Крымская епархия УАПЦ
  • Украинская епархия ААЦ (армяно-григориане)

Примечания[]

Advertisement