Файл:Типы берегов Крыма.png

Типы берегов Крыма [из Национального атласа Украины]

Файл:Типы расчления береговой линии.jpg

Типы расчления береговой линии [Краткая географическая энциклопедия]

Типы берегов Крыма — характеристики берегов Крымского полуострова с точки зрения физической географии.

Расшифровка и коррекция карты[править | править код]

Риасовые берега возникают при затоплении прибрежных сегментов речных долин горных стран. Обрывисты.

На карте обозначены желтым — район Севастополя и Донузлава. Согласно нашим представлениям, риасовыми можно назвать берега Севастопольской бухты и внутренние берега озера Донузлав (но не пересыпь). Клиф от мыса Херсонес до мыса Фиолент и низменную ровную пересыпь озера Донузлав никак нельзя назвать риасовыми берегами.

Характеристика типов берегов[править | править код]

  1. При наступании моря на низменные участки, имеющие неровную поверхность, береговая линия приобретает извилистый или, как говорит, лопастной характер. В отличие от ровных берегов плоских равнин лопастные берега отличаются непостоянством своих очертаний. Морские волны, задерживаемые мысами и другими выступами, меняют как направление, так и скорость. При этих изменениях направления и скорости волн создаются условия для накопления отложений при входе в бухту. В дальнейшем мелкие заливы, изолируясь от моря косами, превращаются в лагуны, а береговая линия постепенно выравнивается[1]. На карте — побережье Каркинитского залива.
  2. Сбросовые берега Тарханкута и участка западнее Евпатории. Часто встречаются на южном и юго-западном берегах Чёрного моря, на мелкомасштабной карте в Крыму не обозначены.[2]
  3. Риасовые берега, см выше. Часто одним из типичных примеров называют Севастопольскую бухту.
  4. Абразионно-аккумулятивные выровненные. Побережье Каламитского залива от Евпатории, а также район Качи. На мелкомасштабной карте всё побережье Крыма от Перекопа до Севастополя относится к этому типу[2]
  5. Абразивно-бухтовые берега (на крупномасштабной карте Горные абразивно-мелкобухтовые берега) характерны для всего Горного Крыма.
  6. для Керченского полуострова от Феодосии до подхода к Казантипскому заливу с востока характерны абразионно-аккумулятивные берега. По нац.атласу - равнинные мелкобухтовые, по Добровольскому — выровненные (в отличие от абразионно-аккумулятивных бухтовых, не представленных на Чёрном море).
  7. Берега Казантипа и Казантипского залива характеризуются как абразивно-аккумулятивные крупнобухтовые, вторично расчлененные берега (по нац.атласу) и также как весь Керченский полуостров (по Добровольскому).
  8. Внешний берег Арабатской стрелки и Арабатского залива — лагунный выровненный (по нац.атласу). По Добровольскому берега Сиваша, косы Бирючий остров — выровненные аккумулятивные (типы лиманного и лагунного берегов не выделяются).

Проект схемы берегов Крыма[править | править код]

! Это лишь черновик !

  1. Лопастные берега
  2. Сбросовые берега
  3. Лиманный берег - пересыпь Донузлава, риасовый берег - берега собственно озера-залива.
  4. Сбросовые берега
  5. Абразионно-аккумулятивные выровненные берега
  6. Риасовые берега
  7. Сбросовые берега (?)
  8. Горные абразивно-мелкобухтовые берега
  9. Абразионно-аккумулятивные выровненные берега /Феодосийский залив -?/
  10. Равнинные абразивно-мелкобухтовые берега
  11. Абразионно-аккумулятивные выровненные берега /Казантипский залив -?/
  12. Равнинные абразивно-мелкобухтовые берега /мыс Казантип - ?/
  13. Абразионно-аккумулятивные выровненные берега /Арабатский залив - ?/
  14. Лагунные берега

Примечания[править | править код]