А.Крымов вики
Advertisement
Файл:Amur Tiger Panthera tigris altaica Cub Walking 1500px.jpg

Один из негеральдических символов России: Амурский тигр. Занесён в Красную книгу

Россия — крупнейшая страна мира. Россией называют Российскую Федерацию в современных границах; Советскую Россию (т.е. Советский Союз); Российскую империю; Царство Русское (от титула Царь Вся Руси), Великое княжество Московское (постфактум, со времён Ивана III, присоединившего Новгород, Тверь, Ярославль, Чернигов).

Исходя из географии Российской Империи и Советской России, в составе которых Крым пребывал с 1783 по 1954 (или 1991) год, Крым относится к Южной России. До 1920 года Южной Россией называли также территорию Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерний Российской империи, а иногда также Харьковскую и 5 украинских губерний. Херсонская, Таврическая и Екатеринославская губернии (иногда с изъятиями либо дополнениями) формировали Новороссию. С установлением советской власти это название было признано неполиткорректным и заменено на «Северное Причерноморье», которое означало уже только территорию Черноморо-Азовского региона (без Приднепровья и Донбасса).

Северное Причерноморье (Новороссия) представляло собой совершенно особый край России, пронизанный множеством внутренних связей, и до 1920 года не имевший специфического вектора, существенно сближающего его характер с какими-то иными регионами или губерниями Российской империи. Отчётливо ощущалось лишь влияние столиц Санкт-Петербурга и Москвы. После установления советской власти и в результате существования УССР, связи Северного Причерноморья приобрели более ясные очертания.

Самой мощной из них была связь крупных, полных людьми, желающими творческого и карьерного роста, городов (Одессы, Николаева, Севастополя, Симферополя, Херсона) со столицей советского государства — Москвой. Встречный поток шёл из крупнейших научных и культурных центров России, и обеспечивал Северное Причерноморье технической (производственной) и гуманитарной интеллигенцией, часть которой рекрутировалась из младшего поколения «черноморцев», отправившегося получать образование в крупные города РСФСР. Центры сложных отраслей промышленности (судостроения, ВПК...) пополнялись кадрами со всего Советского Союза, но, в первую очередь, из центров, где эти кадры готовились либо уже присутствовали — из Центральной России. В свою очередь гражданские и военные моряки, инженеры, агротехнологи - выпускники ВУЗов Северного Причерноморья - отправлялись осваивать Заволжье, Сибирь, Дальний Восток, строили промышленность для Казахстана и Прибалтики, Закавказья и Средней Азии.

Связь Северного Причерноморья с ближайшими регионами Северного Кавказа (Краснодарским краем и Ростовской областью) нельзя назвать очень плотной (в любом случае, найдётся немало областей Центральной России более связанных с Северным Причерноморьем). И все же, Новороссийск и другие порты Кавказского побережья были и остаются связанными с Одессой, Николаевом, Севастополем и Херсоном общей морской судьбой. Туристическая зона Большого Сочи исторически развивалась во взаимодействии с курортами Крыма и Одесской области. Горы Большого Кавказа — ближайшие к Северному Причерноморью «серьёзные» горы, что даже при наличии границы формирует небольшой поток туристов.

Расстояния[]

Если поставить иголку циркуля в Севастополе /самой выдающейся в море части Крыма/,

то до Тамани расстояние окажется таким же как до Херсона или Мелитополя.
до Сочи (самого города почти у абхазской границы) — меньше, чем до Харькова или Черкасс, но больше, чем до Днепропетровска и Кировограда.
Ростов-на-Дону окажется ближе чем Харьков
а Белгород, Волгородонск и Кисловодск — не дальше Житомира
до Воронежа — ближе, чем до Львова
до Волгограда, Орла и Брянска по прямой — столько же, как до Ужгорода
до украинских Шацких озёр чуть меньше, чем до Махачкалы, Камышина и границы Казахстана.

В то же время, окружность, проведённая через Москву, охватит всю Грузию, Армению, Турцию, Кипр, Молдавию, Румынию, Болгарию, Сербию, Албанию и Черногорию. Пройдет по Бейруту (в Ливане), Криту, Ионическим островам (т.е. очертит почти всю Грецию), захватит Хорватию, Чехию, Польшу, Литву.

Расстояния в России поистине огромные. Санкт-Петербург (откуда ежегодно в Крым идут многочисленные поезда с отдыхающими) находится на таком же расстоянии от Севастополя, что Рим, Мюнхен и Берлин, и дальше Каира, Венеции, Вены, Праги.

Advertisement