Файл:Карта позднескифских поселений Крыма.jpg

Карта позднескифских поселений Крыма
а - городища, б - селища

«Поздние скифы в Крыму» — работа О.Д. Дашевской, опубликованная в 1991 году в «АРХЕОЛОГИЯ СССР // СВОД АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ //Выпуск Д 1-7»

Поселения[править | править код]

Во II в. до н. э. происходит сплошной переход крымских скифов к оседлому образу жизни, в результате чего появляются многочисленные скифские поселения в предгорном Центральном Крыму, в середине II-I в. до н. э. скифы основывают свои городища на северо-западном побережье и в Юго-Западном Крыму, а во II-III вв. н. э. в Юго-Западном Крыму возникают городища-убежища.

Большинство поселений расположено на второй и третьей грядах Крымских гор, тянущихся с северо-востока на юго-запад полуострова (табл. 1). На скалистом выступе второй гряды, на левом берегу р. Салгир, находится центр поздних скифов - Керменчик-Неаполь. Наиболее значительное городище третьей гряды - Красное (Кермен-Кыр). На левом берегу р. Салгир, у начала степи, расположено Сарабузское селище - одно из самых северных в Центральном Крыму.

В Западном Крыму около устья р. Альм находятся два поселения: на правом берегу - Песчаное (Альма-Табак), самое большое из селищ, и на левом высоком берегу моря - Усть-Альминское городище, второе по величине после Неаполя. Следующее к северу вдоль морского побережья скифское поселение Кизил-Яр расположено через интервал около 30 км, а далее к северу поселения тянутся цепочкой с промежутками от 3 до 15 км. Это главным образом небольшие приморские городища, возникшие во II в. до н. э. на месте греческих усадеб. Под современным городом Евпаторией находится греческий г. Керкинитида, захваченный скифами в середине II в. до н. э. Такая же судьба постигла и греческий город Калос-Лимен, расположенный на окраине пгт. Черноморское. Раскопки показали, что поселение Маслины на северном побережье п-ова Тарханкут, ранее известное как Владимировка, было греческим и прекратило существование во II в. до н. э. (Латышева. 1978).

Электронная версия[править | править код]