Раздел о туризме в посёлке Орджоникидзе см. Орджо

Шаблон:НП Орджоники́дзе (Шаблон:Lang-uk, Шаблон:Lang-crh) — посёлок городского типа на юго-востоке Автономной Республики Крым, расположенный между Двуякорной бухтой и Коктебельским заливом.

География[править | править код]

Поселок Орджоникидзе расположен в восточной части Крымского полуострова на территории Феодосийского городского совета, и расположен в 14 км от собственно Феодосии в долине горного хребта идущего от поселка Коктебель в сторону мыса Киик-Атлама. Поселок окружен горами: с севера Биюк-Янышар (в переводе с тюркского – «лагерь янычар», высота 238 м), с запада – Киик-Атлама («прыжок козы», или «непрыгнувшая дикая коза», 174 м над уровнем моря, площадь — 605,12 га.), которая с южной своей стороны заканчивается скалой-островом Иван-Баба («отец Иван») по одной из версий названа так по имени погибшего во время шторма рыбака. На средневековых картах это место обозначено как мыс св. Иоанна. Это место издавна было опасным для мореходов. В 90-х годах XIX века здесь затонул в туманную погоду пассажирский пароход Русского общества пароходов и торговли «Константин». На вершине Иван-Баба сохранились остатки часовни на могилах погибших рыбаков. С восточной стороны возвышается гора Джан Кутаран («спасение души»). Рельеф местности образует две бухты: справа от Киик-Атлама – Коктебельская или Провато, слева – Двуякорная. Последняя названа так потому, что в прошлом парусные суда из-за ветра могли стоять здесь только на двух якорях. Слева от Двуякорной бухты начинается горный хребет с горой Тепе-Оба («холм предков», или «холм святых отцов»).

Берег залива на западе образует песчаные пляжи и небольшие бухты, ограниченные мысами скал, впадающими в море, которые носят названия «Первый», «Второй», «Третий», «Четвертый» и «Пятый». Следующий, шестой по счету от поселка в сторону Коктебеля мыс имеет тюркское название «Топрак-кая» («глинистая гора»), «Краб-камень» или «Хамелеон», потому, что на протяжении дня в зависимости от расположения солнца меняет цвет. От него в сторону Кара-Дага тянутся подводные каменные гряды с выступающими в море вершинами. В горах, окружающих поселок имеются глинистые отложения юрского периода, остатки древесного угля, встречаются вулканические «бомбы», гипс, трасс, ил.

Полезные ископаемые: угольШаблон:Источниксомнительно и гипс.

  • Площадь территории Орджоникидзевского поселкового совета (по косвенной оценке) — порядка 7км².
  • А значит плотность населения = Нас.Орджоникидзе (2010[1]) 2709 человек / Площадь 7,3км² = 371 чел/км².

История[править | править код]

В конце века на месте современного посёлка был построен армянский монастырь и крепость под названием Кайгадор. В средние века территория посёлка носила название Провато, здесь находился генуэзский порт[2]. На дне этой бухты любители дайвинга находят древние амфоры и якоря. Начиная от каменных и кончая железными якорями 19 века. Между вторым и третьим мысом, местными археологами были обнаружены остатки стоянки древнего человека каменного века.

До присвоения посёлку современного названия в 1937 году отдельные части его нынешней территории назывались Провальное и Двуякорный (в настоящее время военный городок «Двуякорный»). Сокращённое местное название — Орджо[2]. В 2007 году, власти посёлка, с целью привлечения туристов хотели переименовать посёлок в «Зурбаган».[3]

В 1911 г. в посёлке началось строительство базы (завода) по испытанию морского оружия. В 1937 г. строится дорога от завода до поворота на Коктебель. На территории завода открылись школа, детский сад.

В 1941 г. посёлок оккупировали немецкие войска. Завод был эвакуирован в г. Каспийск. Фашистами бухта использовалась как перевалочная база. В 1944 г. посёлок был освобождён.

В советское время в закрытом посёлке размещался военный завод «Гидроприбор», производивший торпеды, при Украине переименованный в ОАО «Бухта Двуякорная» и прекративший работу[4]. С 1990-ъ посёлок развивается как курорт.

В 2008 году в посёлке проводился архитектурный фестиваль «Зурбаган».[5]

Социальная сфера[править | править код]

Ныне в посёлке функционируют: общеобразовательная школа, 2 детских сада; больница; спортивный комплекс, теннисный корт, стадион; почта, телеграф, филиалы двух банков, библиотека, музыкальная и художественная школы, Дом культуры, кинотеатр, парк; краеведческий музей. Есть 3 детских лагеря отдыха и 3 базы отдыха.

На территории Орджоникидзе установлены памятники Серго Орджоникидзе и Сергею Кирову. Здесь действует православный христианский храм Святого Стефана Сурожского.

Фотообзор[править | править код]

Шаблон:Фоторяд

В Орджоникидзе будут снимать фильм об Иване Поддубном[править | править код]

В Орджоникидзе на территории бывшего завода «Гидроприбор» приступили к сооружению декораций для съемок кинофильма «Иван Поддубный», которые запланированы на май 2012 года. Режиссер Глеб Орлов пригласил на главные роли известных актеров[6].

Представители кинокомпании «Красная стрела» сообщили, что в мае этого года российский режиссер Глеб Орлов («Наша Russia: яйца судьбы») приступит к съемкам фильма «Иван Поддубный». В середине марта в Орджоникидзе приступили к возведению декораций, там появится цирк-шапито и уголок дореволюционного Феодосийского порта, на котором трудился докером И. Поддубный.

Главные роли в фильме исполнят Михаил Пореченков, Никита Михалков, Иван Ургант, Михаил Ефремов, Стив Бушеми, Рон Перлман и Дени Лаван.

- «Красная стрела» занимается производством картины совместно со студией Никиты Михалкова «ТриТэ», - рассказали создатели фильма. - Сценарий написал Юрий Коротков, известный зрителям по картинам «9 рота» и «Любовь-морковь 3». В центре сюжета – биография известного борца Ивана Поддубного, не проигравшего за свою карьеру ни одного боя. Жизнь и судьба великого русского борца дают возможность раскрыть национальный характер, рассказать историю доверчивого, непрактичного человека, которого легко обмануть, ввести в заблуждение, но когда речь идет о базовых вещах, таких как честность, справедливость, любовь к Родине, его не сдвинуть ни на йоту.

По информации сайта «Фонд кино», «Иван Поддубный» включен в перечень кинопроектов социально значимой тематики, его бюджет составляет почти $12 млн. Продюсированием фильма займутся Леонид Лебедев («Стиляги»), Вадим Горяинов («Тиски»), Валерий Тодоровский («Страна глухих») и Леонид Верещагин («Сибирский цирюльник»).

Кинематографисты планируют, что фильм выйдет в прокат в 2013 году.

Примечания[править | править код]

Шаблон:Населённые пункты Крыма