А.Крымов вики
Advertisement

Общины крымских армян за пределами Крыма — условная группа отдельных поселений и армянских общин в крупных городах, сформированная или существенно пополненная армянами, до того жившими в Крыму. (см. также Армяне в Крыму)

Львов (и иные Галицко-Волынские города)[]

Нор-Нахичевань (Нахичевань-на-Дону)[]

Не путать со «старой» Нахичеванью в Закавказье, куда крымские армяне не переселялись (по крайней мере, в массовом порядке) Шаблон:НП-Россия

Нахичевань-на-Дону (Шаблон:Lang-hy, Нор Нахиджеван — «Новый Нахичджван»)— в прошлом город на правом берегу реки Дон, входивший в Ростовский округ Области Войска Донского. Город Нахичеван и села Чалтырь, Крым, Султан Салы, Большие Салы и Несветай были основан армянами, переселенными из Крыма по указу Екатерины II от 9 марта 1779 года. С 1921 года — район города Ростова-на-Дону.

История[]

Первоначально назывался Нахичеван. Затем, в 1838 году, был переименован в Нахичевань-на-Дону.

К началу XIX века Нахичевань-на-Дону стал ремесленно-промышленным и торговым центром. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город быстро начал застраиваться красивыми домами, мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. В городе было построено 6 армянских церквей, а в пригороде возведён монастырь Сурб Ншан. Переселенцам была предоставлена относительная автономия. В 1783 году в городе была открыта типография, побывавший в Нахичеване в этом же году русский ученный Николай Озерецковский так описывал город:Шаблон:Цитата.Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. Выходцами Нахичевани-на-Дону стали многие выдающие деятели армянской культуры — великий армянский просветитель, публицист и поэт, революционный демократ Микаэл Налбандян, писатель Рафаэл Патканян, художник Мартирос Сарьян, актёр Георгий Тусузов и многие другие. Несколько поколений нахичеванских армян получили образование в лучших учебных заведениях России и за границей.

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова.

Примечания[]

Ссылки[]

Шаблон:Христианство в XVIII веке

Advertisement