А.Крымов вики
Advertisement

Население ЮБК в 1897 году — реконструкция этнического состава населения ЮБК по данным переписи 1897 года, полученным как из сводных таблиц по уездам и городам, так и из опосредованных источников (таких как «Полное Географичестое описание нашего Отечества. Том XIV.» СПб.1910 г.)

В составе населения Ялтинского уезда преобладали крымские татары (в терминологии переписи - татары; в дальнейшем мы будем следовать терминам переписи), которые составляли 59,0% всего населения.

Ялтинский уезд в 1897 году состоял из города Ялты и волостей: Алуштинской (центр - местечко Алушта), Байдарской, Богатырской и Дерекойской.

В состав Богатырской волости входили земли, расположенные к северу от хребта Яйлы, а потому к ЮБК не относящиеся. Населена Богатырская волость была почти сплошь татарами-мусульманами (95,6% населения), общее население около 15 тысяч человек.

Исключая Богатырскую волость, в Ялтинском уезде в составе Байдарской долины и классического Южного Берега (без новомодно-прирезанных к нему окрестностей Судака и Коктебеля: тогда относившихся к Феодосийскому уезду) было 58 с половиной тысяч житилей, 49,8% которых составляли татары.

Уточнение ядра ЮБК[]

Установление точных границ Байдарской, Дерекойской и Алуштинской волостей не входит в задачу этой статьи, важно лишь выделить Южнобережный элемент системы расселения Ялтинского уезда.

Вне ЮБК (в Байдарской долине и окрестностях) располагались следующие деревни Ялтинского уезда (список не полный):

  • Чатал-Кая (почтовая станция)
  • Варнутка (Гончарное)
  • Байдар (Орлиное), 1278 чел: 918 мусульман, 314 православных
  • Ласпи
  • д. Скеля
  • Узунджа (Колхозное): 512 чел. (татары)
  • Календия (Подгорное)

Таким образом, в двух деревнях, население которых известно, — 1790 человек (1430 мусульман, 314 православных, 46 иных вероисповеданий). Очевидно, что это далеко не всё население Байдарской волости, но пропорцию, по всей видимости, отражает: 80% мусульман, 17% православных, 3% других вероисповеданий.

Местечко Алушта (на момент переписи): 2182 жителя, в том числе 1568 мусульман и 514 православных. Следовательно в Алуште 72% мусульман, 24% православных, 5% (100 чел.) других вероисповеданий.

Деревни севернее и восточнее Алушты («не вполне ЮБК» и сейчас):

  • 91% мусульман, 9% не мусульман (из них 628 человек - греческая община д. Ускут)

Таким образом, доля мусульманского населения (татар и турок) в сельском населении Южного берега Крыма между Форосом и Алуштой составляла около 57% (или несколько менее), христиан соответственно было 43% (или несколько более).

В городе Ялте резко преобладало христианское население.

В целом на Южном берегу Крыма между Форосом и Алуштой преобладало христианское население: 58% немусульман (в их числе 52% православных и 6% католиков, армян, протестантов и евреев) и 42% мусульман.

Пост-история[]

К 1937-1938 году в Крыму были созданы 11 национальных районов (в том числе 6 крымскотатарских), в их числе Ялтинский татарский национальный. Ялта в его состав не входила, находясь в прямом республиканском подчинении Крымской АССР.

Реконструируем этнический состав населения территории, ныне занятой Ялтинским горсоветом, на 1926 год (момент первой советской переписи):

Ялтинский район в 1926 году занимал территорию Ялтинского и Алуштинского горсоветов.

Формула: Ялта+Алупка+Симеиз+половина сельского населения Ялтинского района-1926*

*=представляется вероятным, что в ялтинской части ЮБК размещалась меньшая часть сельского населения, а в Алуштинской - большая, как и сейчас. Но примем максимальную оценку: равномерного распределения.

Итого:

  • В границах современного Ялтинского горсовета: русские 44%, крымские татары 31%, украинцы 6%, евреи 6%, греки 4%.
  • Алуштинская часть района (уточнить насчёт принадлежности Ускута на востоке): крымские татары 66%, русские 21%, украинцы 6%, греки 2%, евреи 1%.

Источники[]

Всё, что выглядит оригинальным исследованием, им и является. Ниже источники первичной информации:

  • Материалы переписи населения 1897 года по уездам и городам ( http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php?reg=1445 )
  • «Полное Географичестое описание нашего Отечества. Том XIV.» СПб.1910 г. Стр.707-807 [Электронное издание]
  • Шаблон:Книга
Advertisement