А.Крымов вики
Advertisement

Файл:Массовый голод в СССР 1932-1933 годов.jpg

Массовый голод в СССР 1932—1933 годов — голод на территории Украины, Белоруссии, Северного Кавказа (с прилегающей территорией Крымской АССР), Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Казахстана.

Общие оценки числа жертв голода 1932-1933 годов колеблются и доходят до 8 млн человек. В советском информационном пространстве тема возникла впервые лишь к концу перестройки, сейчас же голод 1932-1933 годов считается одной из величайших гуманитарных катастроф советского периода.

Относительно масштабов голода, "вызванного насильственной коллективизацией", существует официальная оценка, подготовленная Государственной Думой РФ в изданном 2 апреля 2008 года официальном заявлении "Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР". Согласно заключению комиссии при ГД РФ, на территории Поволжья, Центрально-Черноземной области, Северного Кавказа, Урала, Крыма, части Западной Сибири, Казахстана, Украины и Белоруссии "от голода и болезней, связанных с недоеданием" в 1932-1933 годах погибло около 7 миллионов человек, причиной чему были "репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок", которые "значительно усугубили тяжелые последствия неурожая 1932 года"[1].

Массовый голод в Украине в 1932—1933 гг.[]

События 1932—1933 годов в Украине обыкновенно именуются Голодомором, далее используется именно этот термин.
Файл:GOLODOMOR-1.jpg

Голодомор в Украине

Последние данные по точному количеству погибших (3 миллиона 941 тысяча человек) легли в обвинительную часть приговора Апелляционного суда города Киева от 13 января 2010 года по делу в отношении организаторов Голодомора — Иосифа Сталина и других представителей власти СССР и УССР (было предъявлено обвинение в отношении 7 человек, каждый из которых судом был признан виновным)[2][3]. В отношении потерь этноса украинцев в части не рожденных существуют различные мнения, базирующиеся на разных отправных точках выполнения расчета. В электронной версии энциклопедии Британника приводится диапазон от 4 до 5 миллионов этнических украинцев, погибших в СССР в 1932—1933 годах[4], энциклопедия Брокгауза приводит данные потерь: от четырёх до семи миллионов человек[5]. По сделанным в 2002 году подсчётам современных демографов из Institut National d'Études Démographiques, общие потери от голода в Украинской ССР составили 4,6 миллиона человек, из которых 0,9 миллиона на счету вынужденной миграции, 1 миллион — дефицит рождаемости, и 2,6 миллиона — расчётная сверхсмертность; за 1932 и 1933 годы сверхсмертность составила 243 тыс. и 2,2 миллиона человек соответственно[6][7]. Согласно расчету, выполненного по запросу Службы безопасности Украины, который лег в материалы уголовного дела в отношении организаторов Голодомора, потери украинского этноса в части нерожденных составили 6 миллионов 122 тысячи человек.

События первой половины 1933 года в УССР использовались на Западе в публикациях, заявлениях и акциях, которые в СССР ввиду отсутствия публичной информации в обществе по вопросу Голодомора (долгое время тема была запретной и поставить вопрос об умышленности организации голода было невозможно) принято было считать заявлениями антисоветской направленности[8].

Наиболее активно тема Голодомора обсуждалась и исследовалась с конца 1970-х — начала 1980-х годов в странах, позволяющих публично подымать любую тему для обсуждения, в частности в США и Канаде, где после Второй мировой войны обосновалась значительная часть украинских эмигрантов[9][10].

В СССР тема Голодомора была поднята в середине «перестройки» — в конце 1980-х годов. С середины 1990-х годов XX века слово «Голодомор» в значении «великий голод в Украине в 1932—1933 гг.» постепенно вошло в международные документы. Голодоморы 1921—1923 годов и 1946—1947 годов виду своей малоизвестности вне пределов Украины таковыми не называются или называются преимущественно в научных исследованиях на тему умышленного «успокоения голодом» украинцев на территории Украины.

Как среди историков, так и политиков, на данный момент не достигнуто общего мнения в отношении причин, повлекших за собой Голодомор (кроме государства Украина, где установлена уголовная ответственность за отрицание Голодомора геноцидом украинского народа и в суде определены организаторы Голодомора, тем самым названы причины Голодомора — стремление определенных лиц, наделенных властными полномочиями в СССР и УССР «умиротворить» голодом украинцев). В других странах с разным успехом ставится на рассмотрение обществом точка зрения, согласно которой голод в Украинской ССР первой половины 1933 года был вызван сознательными и целенаправленными действиями советского руководства по подавлению этнических украинцев чему имеются многочисленные доказательства в том числе рассмотренные в рамках уголовного права и получившие подтверждение приговором суда. Одновременно высказывается мнение, что эти события являлись непредусмотренным следствием проведения индустриализации, радикальных экономических реформ и неурожаев в конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР.

В 2003—2010 годах законодательной и испольнительной властью Украины выполняя запросы значимой части украинского общества делались заявления и принимались законодательные акты в той или иной степени утверждающие признание Голодомора геноцидом украинской нации[11][12]. 27 апреля 2010 года президент Украины Виктор Янукович заявил, что массовый голод в 1930-х годах нельзя считать геноцидом украинцев и что он был общей трагедией народов, входящих в СССР[13]. Результатом таких противозаконных (на территории государства Украина отрицание Голодомора геноцидом украинского народа является уголовным преступлением) высказываний президента Украины стал судебный иск против В. Ф. Януковича, который был принят судом украинской юрисдикции к рассмотрению. Парламентская ассамблея Совета Европы не признала голодомор геноцидом[14], но на своем заседании 28 апреля 2010 года, своей резолюцией осудила организацию Советским режимом Голодомора на поприщах некоторых республик СССР как преступление против своих граждан и преступление против человечества[15].

Источник[]

Примечания[]

  1. Источник всей преамбулы статьи — материал РИА «Новости» (см. раздел Источники); добавление «с прилегающей территорией Крымской АССР» — наше (А.Крымов)
  2. Постановление Апелляционного Суда г. Киева Шаблон:Ref-ua
  3. Постановление апелляционного суда г. Киева по уголовному делу по факту совершения геноцида в Украине в 1932—1933 гг.Шаблон:Ref-ru
  4. The famine of 1932-33
  5. Данный абзац в статье «Украина», раздел «История» энциклопедии Брокгауз выглядит следующим образом (перевод с немецкого): Шаблон:Начало цитаты Сталин проводил насильственную коллективизацию сельского хозяйства в СССР (с 1929 года) с использованем государственного террора, что привело, особенно в УССР, к высоким потерям населения. После плохих урожаев 1931 и 1932 годов были произведены, часто с применением войск, изъятия запасов зерна, принадлежащего крестьянам. При этом от голода погибли от 4-х до 7-ми миллионов человек.Шаблон:Конец цитаты Brockhaus Enzyklopädie. 21. Aufl. in 30 Bde. Leipzig-Manheim, 2006. — Bd. 28, S.243. ISBN 3-7653-4128-2
  6. Chapitre 1 La crise des anées 1930 prepared by J.Vallin, F. Mesle, S.Adamets and S. Pyrozhkov из «Causes de décès en Ukraine au XXè siècle» + CDRom (Смертность и причины смертей на Украине в XX веке. Франс Месле и Жак Валин при участии В. Школьникова, С. Пирожкова, С. Адамца 2003 INED) ISBN 2-7332-0152-2 [1]
  7. Скільки людей загинуло під час Голоду і чому це важливо | Українська правда
  8. The Famine of 1932-33 in the Discussion of Russian-Ukrainian Relations
  9. The Great Famine-Genocide in Soviet Ukraine (Holodomor)
  10. ОПЕРАЦИЯ «ГОЛОДОМОР»
  11. Шаблон:Cite web
  12. Шаблон:Cite web
  13. Янукович: массовый голод в СССР в прошлом веке нельзя считать геноцидом украинского народа // Интерфакс, 27 апреля 2010
  14. Шаблон:Cite web
  15. Council of Europe. Resolution 1723 (2010). Commemorating the victims of the Great Famine (Holodomor) in the former USSR

См. также[]

Голод в Севастополе в 1932—1933 гг.

Advertisement