Крымские татары в Крыму — третий по численности этнос на Крымском полуострове. По всеукраинской переписи населения 2001 года 98,8% крымских татар Украины (245 тысяч) проживали в Крыму, и составляли 10,2% населения полуострова (12,03% в АРК и 0,49% в Севастополе). В Севастополе, Керчи и Ялте крымские татары - 4-й по численности этнос, в остальных регионах АРК — 3-й или 2-й.

По территории АРК крымские татары распространены крайне неравномерно. Если в Керчи, Ялте, Красноперекопске, Армянске и Феодосии (в границах горсоветов) их доля менее 5%, то в Кировском и Белогорском районах — более 25%.

Достаточно интересно посмотреть национальную и языковую структуру населения АРК без вышеназванных 5 горсоветов:

Национальный состав:

  • Русские — 55% (54,84%)
  • Украинцы — 25% (24,78%)
  • Крымские татары — 15% (14,94%)
  • Белорусы — 1% (1,45%)

Языковой состав (заявленный родной язык):

  • Русский — 73,0%
  • Крымскотатарский — 14,0%
  • Украинский — 10,4%
  • Другие языки — 1,8%
  • __в их числе, белорусский — 0,3%

Крымскотатарский язык назвали родным 85% крымских татар из 5 горсоветов; на остальной территории АРК — 93%. Эти различия не связаны с характером городским расселения в 5 горсоветах — в городах Симферополе и Евпатории титульный язык родной более чем для 90% крымских татар.

Географическое распределение общин[править | править код]

Территорию Крыма можно условно разделить на несколько зон по характеру расселения и доле крымских татар

  • «Пограничные горсоветы» (Севастополь, Керчь, Ялта, Красноперекопск, Армянск, Феодосия)
  • «Ключевые горсоветы» (Симферополь, Евпатория, Саки, Джанкой, Алушта)
  • → Судакский горсовет
  • Восточная группа районов (Ленинский, Кировский, Белогорский, Нижнегорский, Советский)
  • Центральные сельскохозяйственные районы (Сакский, Красногвардейский)
  • Северная группа районов (Первомайский, Джанкойский)
  • → Красноперекопский район
  • Тарханкутская группа районов (Черноморский, Раздольненский)
  • Западно-предгорная группа районов (Симферопольский, Бахчисарайский)

Доля крымских татар в населении[править | править код]

Территория Число крымских татар % в населении территории Уточненный % от всех крымских татар полуострова Всё население % нас. тер. от всего нас. полуостова "Важность" тер. для кр.татар
«Пограничные горсоветы» 12302 1% 1,46% ^ 5,0% 841459 35,0% 0,1р.
«Ключевые горсоветы» 41545 7% 6,93% ^ 16,9% 599271 25,0% 0,7р.
Судакский горсовет 5131 17% 17,42% ^ 2,1% 29448 1,2% 1,7р.
Восточная группа районов 62505 22% 21,65% ^ 25,5% 288655 12,0% 2,1р.
Центральные сельскохозяйственные районы 29756 17% 17,03% ^ 12,1% 174746 7,3% 1,7р.
Северная группа районов 26437 22% 21,55% ^ 10,8% 122695 5,1% 2,1р.
Красноперекопский район 5477 17% 17,20% ^ 2,2% 31843 1,3% 1,7р.
Тарханкутская группа районов 9282 13% 13,02% ^ 3,8% 71297 3,0% 1,3р.
Западно-предгорная группа районов 52856 22% 21,86% ^ 21,5% 241795 10,1% 2,1р.

Крымскотатарский язык[править | править код]

Подавляющее большинство крымских татар заявили крымскотатарский язык как родной на переписи населения 2001 года: от 76,8% (Керчь) до 97,6% (Белогорский район), 97,9% (Судакский горсовет). Тем не менее существует значительное число крымских татар, абсолютно не владеющих заявленным родным языком (крымскотатарским). В шести «пограничных горсоветах», Джанкое и Красноперекопском районе доля родного языка крымскотатарского — меньше 90%; именно здесь наиболее выраженно наблюдается реальное двуязычие крымских татар (русско-татарское). Этническая диалектная форма «крымскотатарского русского» отличается от языка, на котором говорят русскоязычные славяне Крыма, и используется крымскими татарами весьма широко, особенно, молодежью.

Другие родные языки[править | править код]

В Крыму для 6,0% (15 тысяч) крымских татар родным языком является русский. Украинский родной лишь для 114 крымских татар. Другие языки (в том числе татарский, подрузумевая крымскотатарский) назвали родным 3075 крымских татар, ещё две сотни человек (0,1% - 219 чел.) не указали родной язык.

Согласно переписи, крымские татары — одна из наименее русскоязычных этнических групп на Украине; и одна из наиболее сплочённых вокруг своего титульного языка (92,7% крымских татар полуострова назвали титульный язык родным; больший показатель только у русских — 99,7%).

В действительности, русский язык активно используется крымскими татарами в деловом и бытовом общении, на нем создаётся часть произведений национальной культуры. Именно это заставляет лингвистов ставить вопрос о «вымирающем крымскотатарском языке»; официальная цифра в 227 тысяч носителей языка как родного на территории Крыма никак не давала бы для этого оснований, но, учитывая реальную ситуацию, опасения специалистов не беспочвенны.

При доминирующем векторе на повышение языковой компетенции молодёжи (обучению почти с нуля национальному языку), имеются и другие идеи - например, об интеграции в локальный крымский вариант русского языка крымскотатарских словоформ (начиная от слов «крымцы» и «крымскотатарский», завершая топонимикой и лексикой разговорного стиля), что позволит свободно использовать русский язык для транслирования и воспроизводства культурных ценностей крымскотатарского народа.

Сопутствующие статьи[править | править код]

Шаблон:Народы Крыма