Борзые собаки— группа пород охотничьих ловчих собак, для безружейной охоты (травли) на зверей.

Основные сведения[править | править код]

Борзые собаки по породам (времен Брокгауза и Ефрона) разделяются на псовых, или густопсовых, чистопсовых, крымских, молдаванских, горских, туркменских, или тазый, хивинских, киргизских, хортых и брудастых. Чистопородных псовых борзых в настоящее время уже не существует, и во всех современных псовых есть примеси или хортых, или же горских. Восстановлением этой угасшей чисто русской породы собак через подбор производителей, приближающихся к типу её, заняты многие собаководы.

Крымские[править | править код]

Крымские борзые, или крымки, или крымачи, встречаются всего чаще в степях Крымского полуострова. Отличительные признаки их — небольшие отвислые уши, иногда покрытые так называемою буркою, то есть длинною псовиною; желтоватый глаз; сильно развитые грудь, спина, крестец и черные мяса; переслеговатая (слегка вогнутая) спина, тонкое, сухое и крючковатое правило, всегда одноцветное, то есть без белого кончика и без всяких отметин у корня. Рост их не более 14—15 вершков (62-67 см), окрас же большею частью весь черный или в подпалинах, полово-пегий, красный с мазуриною, реже черно-пегий, белый и муруго-пегий.

Дополнительное описание[править | править код]

Признаки[править | править код]

современной псовой следующие: рост 15 до 17 вершков в наклоне; голова сухая, клинчатая, с нешироким лбом и острым соколком (заднею оконечностью черепа); щипец (морда) тонкий, длинный, складный, то есть не горбатый, и без подуздости, являющейся в том случае, когда нижняя челюсть значительно короче верхней; вощок (нос) темный или черный; уши небольшие, тонкие и в затяжке, то есть закладывающиеся назад на затылок и лежащие близко друг от друга; глаза черные, навыкате; шея с боков плоская, длинная, лебединая; грудь широкая, спереди суживающаяся; плечи полные, мускулистые; локотки передних ног слегка вывернуты врозь; ноги вообще костистые и жилистые; пазанки передних ног (лапы) сухие и узкие, в пальцах сжаты в комок и опирающиеся на землю коготками, а не пяткою; степь (спина) у кобеля с верхом, то есть с легкою горбиною, у сук же — скамьею, то есть прямая; ребра бочковатые, спускающиеся до локотков передних ног; подрыв (живот), подобранный выше пахов; мочи (почки, бока) — тупые и твердые; задние ноги прямые, между собою параллельные и широко друг от друга расставленные; черные мяса (окорока) умеренные, но узловатые и крепкие; тетивы (ахиллесовы жилы) толстые и упругие; пазанки задних ног длинные и в пальцах похожие на русачьи; правило (хвост) не мясистое, а сухое, немного толще пальца, серпом, средней длины и с подвесом, то есть с уборною псовиною; тело крепкое, твердое и упругое, с отлично развитыми и резко обозначенными мускулами; псовина (шерсть) волнистая и шелковистая, не особенно теплая (густая), но хорошего качества.

По цвету псовины[править | править код]

различаются следующие масти Б.: белая, черная, серая, черная с подпалинами, серая с подпалинами, светло-половая, красно-половая, половая, красная, красная с мазуриною, муругая, бурматая, темно-бурматая, черно-чубарая, красно-чубарая, серо-чубарая, полово-серая и всех означенных цветов — пегая. Половою называется Б. соломенного или маисового цвета; серою — зольного цвета; муругою — когда у красной собаки, кроме черного щипца, черные концы ног и ушей, черный ремень на спине, а по всему корпусу по красной псовине проходит черная ось; красною с мазуриною — когда у красной собаки черный щипец; бурматою — когда псовина подернута как будто пылью; темно-бурматою — когда половая собака покрыта шоколадною или светло-коричневою осью; чубарою — когда по половой или красной собаке неправильно расположены черные или серые пятна в виде полос или яблок, причем по преобладающему цвету называют самую масть, напр. черно-чубарая, красно-чубарая. Подпалинами называются ярко-красные пятна у черной или серой собаки на щипце, на бровях, на щеках, на груди и на оконечности ног. Псовые Б. злобны, крепки, сильны, резвы и отличаются браском (см. это сл.) — особенно быстрым порывом к поимке зверя.

Источники[править | править код]

Шаблон:ЭСБЕ