А.Крымов вики
Advertisement
Файл:Карта Таврической Губернии.jpg

Карта Таврической Губернии, 1822

Файл:Zapadnye gubernii Rossii 1917.png

Административное деление России (западная часть) в 1917

Таврическая губерния — административно-территориальная единица Российской империи, ряда государственных образований после её распада, РСФСР. Губерния существовала с 8 (20) октября 1802 года по 18 октября 1921 года. Центр — город Симферополь.

История[]

Российская империя[]

Первоначально на новоприсоединённых землях бывшего Крымского ханства была учреждена Таврическая область. В 1796 году решением императора Павла область была включена в состав Новороссийской губернии (с центром в современном Днепропетровске). Таврическая губерния возникла в результате разделения Новороссийской губернии в 1802 году на три части, т.е. фактической отмены Александром I Павловичем решения Павла I.

Первоначально губерния делилась на 7 уездов:

В 1820 Тмутараканский уезд отошёл к области Войска Черноморского.

В 1838 образован Ялтинский уезд, а в 1843Бердянский.

К началу XX века губерния охватывала весь Крымский полуостров (5 уездов: Евпаторийский, Перекопский, Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский — вместе 25 600 км²) и часть Степной Украины (Бердянский, Днепровский, Мелитопольский уезды — вместе 35 060 км²).

После распада империи[]

Революции 1917 года послужили началом процесса распада Таврической губернии. Первым шагом на этом пути стало принятие Центральной радой Украинской Народной Республики третьего универсала, определившего: Шаблон:Начало цитаты Территории Народной Украинской Республики принадлежат земли, заселенные в большинстве украинцами: Киевщина, Подолия, Волынь, Черниговщина, Харьковщина, Полтавщина, Екатеринославщина, Херсонщина, Таврия (без Крыма). Шаблон:Oq Шаблон:Конец цитаты Этот документ во многом стал точкой раздела истории северотаврической (материковой) и крымской частей губернии.

Северная Таврия[]

11 февраля 1918 года, была образована Донецко-Криворожская советская республика в составе Харьковской, Екатеринославской и части Таврической губерний. Тогда же, в 1918 году, эти, материковые, уезды были переданы в Екатеринославскую губернию, впоследствии, вошедшей в состав УССР.

4 марта 1918 года в УНР законом рады № 2-4.3.1918 была произведена территориально-административная реформа. При этом Мелитопольский и Бердянский уезд вошли в Запорожскую землю (со столицей в Бердянске), а Днепровский — в Новозапорожскую землю (Херсон). Однако эта реформа во многом осталась формальностью, так как в апреле этого же года была образована Украинская держава. В ней, из перечисленных выше уездов, была создана Таврическая губерния (округ) со столицей в Бердянске.

С июня по ноябрь 1920 года уезды Северной Таврии входили в состав восстановленной Таврической губернии, см. ниже.

Крым[]

На территории полуостровных уездов Таврической губернии в 1917-1919 годах возникали республики: Крымская Народная Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды, Крымская Советская Социалистическая Республика; действовало Краевое правительство. В периоды их власти губерния была расформирована.

25 июня 1920 года Таврическая губерния была восстановлена руководством Русской Армии (Правительство Юга России). В неё были включены Бердянский, Мелитопольский и Днепровский уезды. 23 июля приказом Н. П. Врангеля Главноначальствующим Таврической губернии был назначен генерал-лейтенант Н. Н. Шиллинг[1].

В ноябре, после разгрома Русской Армии, крымские уезды образовали Таврическую губернию РСФСР[2].

В 1920 году образованы Керченский и Севастопольский уезды, а в 1921Джанкойский уезд. В том же году упразднены Евпаторийский и Перекопский уезды.

Тогда же уезды были разделены на районы:

  • Джанкойский уезд — на Армянский и Джанкойский районы;
  • Керченский — на Керченский и Петровский;
  • Севастопольский — на Бахчисарайский и Севастопольский;
  • Симферопольский — на Биюк-Онларский, Карасу-Базарский, Сарабузский и Симферопольский;
  • Феодосийский — на Ичкинский, Старо-Крымский, Судакский и Феодосийский;
  • Ялтинский — на Алуштинский, Ялтинский и Фотисальский[3].

18 октября 1921 года постановлением ВЦИК и СНК была образована Автономная Крымская Социалистическая Советская Республика: Шаблон:Начало цитаты Образовать Автономную Крымскую Социалистическую Советскую Республику, как часть РСФСР, в границах Крымского полуострова из существующих округов: Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского[4]. Шаблон:Конец цитаты

Об источнике[]

Эта статья написана не по ЭСБЕ и не может считаться столь же достоверной, как иные из серии статей о Таврической губернии. Автор этих материалов - Участник:IGW

Примечания[]

Литература[]

См.также[]

Advertisement