Характеризовать здравоохранение и общественное призрение (вспомоществование больным, пожилым и неимущим людям) в государстве, построенном на основе традиционной культуры и законодательства совершенно отличного от европейского типа, — вполне вероятно — методически некорректное дело. Тем не менее, жители Крымского ханства определённым образом решали проблемы излечения болезней, общественной гигиены и санитарии, переживали эпидемии и помогали слабым мира сего.

Эпидемии[править | править код]

Эпидемии инфекционных болезней часто приводили к массовой гибели людей. Так в конце 40-х годов XIV века на значительную часть полуострова и в частности, на тогдашнюю столицу Крымского Юрта Солхат-Крым, обрушилась эпидемия чумы. Арабский автор Эль-Айни констатирует: «Это был сильный мор, опустошивший страны и жилища. Погибло народу приблизительно две трети»[1].

Системы водоснабжения[править | править код]

В городах ханства существовали сложно устроенные системы подземного водоснабжения — кирязы (подробно с их описанием можно познакомиться в статье Евпатория). В.П. Дюличев подробно описывает систему водоснабжения Солхата в свой «Истории Крыма в очерках»[2]

Бани[править | править код]

Бани – важное средство поддержания общественной гигиены, были широко развиты в Крымском ханстве. Одно из самых ранних сооружений Бахчисарая баня Сары-Гюзель представляет собой каменное квадратное здание, перекрытое куполами с отверстиями в виде звёзд и полумесяцев[3].

Гигиенические обычаи[править | править код]

Необходимо заметить, что банальный обычай мыть руки перед едой — весьма важное средство предупреждения целого ряда опасных инфекционных болезней. Среди население Крымского ханства его исполнение считалось обязательным[4], в отличие, от некоторых стран Западной Европы.

Положение старшего поколения[править | править код]

Положение старшего поколения было почётным. Если в семье были старики (или гости), то во время трапезы самые почётные места предоставлялись им. Старших уважали как хранителей семейных традиций и носителей культурных ценностей народа[4].

Вспомоществование больным и инвалидам[править | править код]

Шаблон:Section-stub

Вспомоществование неимущим[править | править код]

Крымскотатарский просветитель XIX века И.Гаспринский отмечал: «Наша религия учит тому, что добро можно творить трояко: трудом, словом и подаянием, и то, и другое, и третье одинаково угодны Богу и благородны: бедный помогает ближнему работой, учёный - поучением, богатый - подаянием»[5].

Примечания[править | править код]

  1. В.П. Дюличев «Крым. История в очерках» Том 1. Стр 258
  2. Дюличев Том 1. Стр 256
  3. Описание бани по Дюличеву. Том 1. Стр 349
  4. 4,0 4,1 Крымскотатарский застольный этикет - излагается по Дюлечеву, Том 1. Стр 368
  5. Цитируется по Дюличеву. Том 1. Стр 339