Загадки античного Херсонеса — несколько статей с сайта Херсонского историко-культурного заповедника, посвященных наименее ясным моментам истории Херсонеса Таврического

"Древний Херсонес" Страбона[править | править код]

Файл:Руины Херсонеса.jpg

"Если плыть дальше вдоль (крымского) побережья, следует выдающийся в море... большой мыс... На этом месте расположен город гераклейцев, который... называется Херсонесом... Затем следуют Древний Херсонес, лежащий в развалинах, и потом гавань с узким входом, где тавры обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством. Эта гавань называется Симболон Лимен ("сигнальная гавань")..."[1].

Вот и все, что известно о "Древнем Херсонесе", который иногда его называют еще "Старым" или "Страбоновым Херсонесом". Из рассказа Страбона, древнегреческого географа и историка, работавшего на рубеже эр, ясно только, что город "Древний Херсонес" находился где-то поблизости от просто Херсонеса, и что ко времени создания его "Географии" этот город запустел и обезлюдел.

По поводу местоположения и времени возникновения этого города ведется давняя дискуссия. Ф. К. Брун помещал его на южном берегу Крыма, возле мыса Ая. К. Э. Гриневич искал Древний Херсонес на дне моря у херсонесского маяка. В 1930 и 1931 гг. он производил здесь исследования морского дна, которые, однако, не дали результата.

Наиболее обоснованными сейчас признаны две точки зрения, основанные на результатах археологических раскопок под руководством К. К. Косцюшко-Валюжинича и Н. М. Печенкина на Маячном полуострове. Согласно одной, Древний Херсонес занимал весь Маячный полуостров. Две крепостных стены с мощными башнями отделяли его от полуострова Гераклейского. Пространство между стенами служило убежищем для жителей Маячного на случай опасности; в мирное время оно не застраивалось и было, по-видимому, необитаемым. Само же поселение Древнего Херсонеса представляло собой совокупность разбросанных по территории Маячного полуострова сельских усадеб с земельными наделами при них. Эту гипотезу впервые сформулировал Г. Д. Белов.

Согласно другой гипотезе, автором которой является С. Ф. Стржелецкий, Древний Херсонес находился на перешейке у Казачьей бухты между двумя оборонительными стенами, а территория Маячного полуострова была его хорой. Подробнее об устройстве земледельческого хозяйства и укреплениях на Маячном полуострове читайте в разделе хора!

"Другая гавань херсонеситов"[править | править код]

"При выходе из [Керкинитского] залива, на левой стороне, лежат маленький городок и еще одна гавань херсонеситов. Если плыть дальше вдоль побережья, следует выдающийся в море на юг большой мыс [Гераклейский полуостров], который составляет часть целого [Крымского] полуострова. На этом месте расположен город гераклейцев, который также называется Херсонесом..." Страбон[2].

Так что же это за "еще одна гавань херсонеситов" ? По мнению многих ученых, она ни что иное, как Калос Лимен, но...

Известный археолог П. Н. Шульц предположил, что Другая гавань находилась в северо-западном Крыму, на западной оконечности Тарханкутского полуострова. Здесь, неподалеку от деревни Оленевка грабители обнаружили поселение и могильник. Впоследствии археологи исследовали эти памятники. Выяснилось, что поселение основали греки, скорее всего - херсонеситы во второй половине IV в. до н. э. Его жители хоронили умерших в расположенном поблизости курганном могильнике. Во II в. до н. э. скифы изгнали греков с этого места и основали здесь свое поселение, которое просуществовало до первых вв. н. э.

Ктенунт[править | править код]

"Ктенунтом" древние называли современную Севастопольскую бухту и городок на ее берегу. Ктенунт находился поблизости от другой крепости - Евпатория. В конце II в. до н. э. здесь произошло одно из ключевых сражений войны между греками и скифами, описанной в декрете в честь Диофанта и "Географии" Страбона. "...Была еще какая-то крепость Евпаторий, основанная Диофантом... Это - мыс, образующий значительной величины залив... Здесь была так же гавань Ктенунт. Осажденные [здесь греческие] воины... чтобы удержаться, разместили на упомянутом мысе сторожевое охранение: они укрепили это место и засыпали вход в залив, до города, так что можно было легко пройти туда сухим путем, и из двух получился некотором образом один город. С этого времени им стало легче отражать скифов. Когда же скифы напали на стену, построенную через перешеек у Ктенунта, и начали заваливать ров соломой, то... воины ночью сжигали возведенную днем часть моста и выдерживали вражеский натиск до тех пор, пока не одолели..."[3].

Существует несколько предположений о том, где же находился Ктенунт. Иногда его помещают в верховьях бухты, у места впадения в нее реки Черная. К слову, в этом месте в средневековье возникла крепость Каламита ("камышовая"), а ведь именно камышом ("соломой"), по словам Страбона, хитроумные скифы попытались завалить ров Ктенунта. Вообще говоря, этот эпизод сослужил печальную службу - иногда дискуссия о месте древнего Ктенунта плавно переходит в размышления о том, где же в окрестностях Севастополя растет больше камыша? По мнению А. Л. Бертье-Делагарда, "Ктенунтом" называлось в античности "все северное побережье Гераклейского полуострова от Херсонесского маяка до Инкермана". В. А. Анохин предположил, что Ктенунт находился на мысу напротив современной Графской пристани, что разделяет Севастопольскую бухту на Северную и Южную.

Как бы то ни было, известно, что одним из промыслов жителей Ктенунта была, вероятно, добыча соли. Все тот же Страбон упоминает о расположенном поблизости лимане, где добывали соль. В античную эпоху в окрестностях Херсонеса было около дюжины соляных озер. Летом соль осаждалась на дне водоемов. Осевшую соль ломали, очищали от ила, промывали, сгребали в кучи и вывозили на лодках. Добытая таким образом соль была темной. Дополнительную очистку производили, очевидно, уже в городе или самом Херсонесе. На рынках Греции соль стоила дорого, а потому ее продажа была важнейшей статьей херсонесского экспорта.

Лагира[править | править код]

Один из самых загадочных населенных пунктов древнего Крыма, Лагира упоминается только в "Географии" Клавдия Птолемея (II в. н. э.), который помещает Лагиру между Хараксом и Феодосией[4]. Ученые предполагают, что Лагира находилась где-то на южном берегу Крыма, в районе современной Ливадии. Интересно, что поселение античного времени в Ливадии пока не обнаружено. Правда, относительно неподалеку, на территории современной Ялты А. Л. Бертье-Делагард нашел античное святилище. Не так давно еще одно похожее святилище раскопано далее к востоку, на горном перевале Гурзуфское седло. В этих местах эллины (проплывавшие мимо мореходы?) приносили богатые жертвы богам, в том числе различные драгоценности. Еще дальше к востоку, близ современного села Веселое Судакского района, раскопано прекрасно сохранившееся Кутлакское городище - вероятно, остатки самой западной из крепостей Боспорского царства.

Итак, периодически посещавшие побережье Таврики между Хараксом и Феодосией эллины оставили здесь немногие выдающиеся памятники, но поиск и локализация Лагиры - вероятно, дело будущего.

Источники[править | править код]

© Храпунов Н. И.

Примечания[править | править код]

  1. (Strabo, VII, 4, 2)
  2. (Strabo, VII, 4, 2)
  3. (Strabo, VII, 4, 7; перевод Г. А. Стратановского)
  4. (Ptolem. III, 6, 2)