А.Крымов вики
Advertisement

Железная дорога для Феодосии - необходимое условие экономического процветания; три кита феодосийской экономики - порт, нефтебаза и курорт, во многом существуют благодаря ей. Не менее велико и культурное значение железной дороги, неизменно связанная с именем Ивана Константиновича Айвазовского, железная дорога, подходящая по берегу моря к самому сердцу города, является одним из его символов. Феодосия столь же непредставима без железной дороги, как и без генуэзских башен.

История железной дороги в Феодосии[]

Файл:Айвазовский Первые поезд в Феодосии.jpg

И.К. Айвазовский. "Первый поезд в Феодосии" 1892, xолст, масло, 96x194,5 см; Феодосийская картинная галерея

Шаблон:Section-stub

  • Сказать о проекте 1840-х (1830-х ?) годов, роли Айвазовского, дарении субашской воды, защитных сооружениях, статусе Сарыгольской станции, всяческих проектах переноса вокзала...

Айвазовская - Феодосия[]

В Феодосии две железнодорожных станции, на которых делают остановку все поезда, - станция Айвазовская и станция Феодосия, или просто городской вокзал. Участок от "Айвазовки" до вокзала проходит между берегом моря и проспектом Айвазовского с его прекрасными виллами.

Мы попытаемся напомнить Вам, что Вы видели из окон поезда, въезжая в Феодосию.

Ваш поезд тронулся со станции Айвазовская, и вот за левыми окнами вагона показалось море. Секундой спустя вы увидели широкое устье реки Байбуги, больше напоминающее морскую бухту, закованную в бетонные берега, а не место, в котором иссушенная степным зноем крымская река достигает наконец Черного моря.

Вы переезжаете совсем непримечательный стальной мостик над рекой, и попадаете в царство высоких тополей - слева от вас "Спортивная база Динамо".

Пока деревья закрывают обзор слева, перейдите к правым окнам - Вы увидите Комсомольский парк, самый обширный зелёный массив в этой части города.

Секундой спустя слева от Вас вырастет громадина Ай-Петри - белой 12-ти этажное здание, военные тайны которого столь же велики как и само оно. Справа вы увидите ленкоранские акации, а за ними: Феодосийский роддом, разместившийся в здании кирпично-красного цвета.

Впереди выемка, ведущая под мост с перилами из изящного чёрного чугуна, а справа - "минареты" дачи Стамболи.

Вы въезжаете под мост, некогда бывший трехарчатым - обратите внимание на заложенные арки слева и справа от главной. На перилах моста, внимательный пешеход заметит клеймо Одесского чугунолитейного завода, эти перила сохранились её с далеких времен юности этой железной дороги.

Выемка быстро сменяется насыпью и вот уже справа от вас - территория Военного санатория, утопающая в зелени.

Машинист, повинуясь знаку, подаёт сигнал предупреждения, и вы въезжаете на переезд. Краток этот миг. Слева от Вас широкая городская набережная, а за ней переливающаяся солнцем море. Справа - виллы богатейших промышленников и иных достойных граждан Феодосии, Крыма и обеих столиц. От проспекта Айвазовского поезд отделяет лишь невысокий заборчик из серого камня - Вы как будто плывёте над медлительной людской рекой, текущей у подножья вилл, ставших теперь корпусами санатория Волна.

Неожиданно дома отступают и Вы видите Светомузыкальный фонтан и лестницу поднимающуюся на Пейзажную горку. Теперь, в течении нескольких кратких секунд, вы созерцаете мириады картин, представленных феодосийскими художниками взгляду всякого проходящего. Деревья пропадают и на небольшой уложенной плиткой площади вы видите сидящего Айвазовского, задумчиво смотрящего сквозь поезд на морские просторы...

Феодосия - вокзал...

Несколько слов о иных участках[]

Говорить о Феодосийских железных дорогах имеет смысл не в границах территории Феодосийского горсовета, а начиная от посёлка Владиславовки Кировского района, где феодосийская ветка соединяется с керченской.

Название км от Джанкоя
Владиславовка
Разъезд 107 км 107
Пл. 112 км 112
Айвазовская
Феодосия

На разъезде 107 км есть ответвление на Приморский, ранее использовавшиеся заводом Море и пригородным поездом, возившим в Приморский рабочих из Феодосии. Сейчас, рельсов этой дороги уже нет.

Рядом с Ближними камышами находится станция Феодосия-товарная, а в непосредственной близости от Переезда (через шоссе Керчь-Симферополь) тупик для курортных поездов. Между Переездом и Айвазовской несколько ответвлений к предприятиям отходят по левую и правую стороны от дороги. Далее от Авазовской до Вокзала идет одноколейная дорога, продолжающаяся несколькими путями на территорию торгового, а через него - военно-морского порта.

Галерея[]

Advertisement