А.Крымов вики
Advertisement

Шаблон:Нет иллюстраций Кайнозойская эра состоит, как известно, из двух периодов - третичного и четвертичного, или антропогена. [сей пассаж указывает на то, что текст писан более 50 лет назад] В последнем появляется уже человек. В антропогене закончилось формирование Азовского моря, и следовательно, его современный облик создавался буквально на глазах доисторического человека.

На протяжении антропогена морской бассейн, включавший в себя Черное, Азовское и Каспийское моря, неоднократно изменял свои очертания, площадь, глубину, дробился на части и вновь восстанавливался.

Разные фазы развития этого бассейна в антропогене получили условные названия: Чаудинское, Древнеэвксинское, Узунларское, Карангатское, Новоэвксинское моря.

Чаудинское озеро-море существовало в начале эпохи великих оледенении - более 500 000 лет назад. Осадки этого моря найдены на мысе Чауда Керченского полуострова (отсюда и название моря), имеются они также и на побережье Таманского полуострова. Фауна (животный мир) сильно опресненного Чаудинского моря была весьма близка к фауне Бакинского моря, входившего в то время в состав Каспийского морского бассейна. Это обстоятельство привело ученых к выводу, что Чаудинский и Бакинский бассейны соединялись между собою по долине реки Маныч.

Просуществовав сравнительно недолго, Чаудинское море уступило место Древнеэвксинскому морю. Это было сильно опресненное озеро-море. Оно относится к первой половине четвертичного периода. Отложения Древнеэвксинского моря известны на Керченском полуострове, в районе Таганрога, на Кавказском побережье, на реке Маныч. Большое сходство фауны свидетельствует о том, что море соединялось с Древнекаспийским и Бакинским бассейнами.

В древнеэвксинское время происходит соединение Черного моря со Средиземным через Дарданелльский пролив. На смену Древнеэвксинскому морю пришло так называемое Узунларское. Благодаря проникновению вод Средиземного моря происходит постепенное осолонение Узунларского моря и поднятие его уровня. Последнее привело к затоплению пониженных частей побережья и устьев рек. К этому времени относится образование лиманов Днепра, Дона и других рек Азово-Черноморского бассейна. Манычский пролив, соединявший ранее Древнеэвксинское и Древнекаспийское моря, в это время перестает существовать.

Узунларское море сменилось соленым Карангатским морем, образование которого сопровождалось большими опусканиями в районе Азовского моря и Крыма.

Эти опускания вызвали трансгрессию соленых вод и проникновение в Карангатский бассейн морской фауны, более богатой видами, чем современная черноморская.

Во время последнего оледенения Карангатское море сменилось полупресным Новоэвксинским озером-морем. В соседней Каспийской области в это время простиралось Хвалынское море, которое, судя по сходству фаун обоих морей, соединялось с Новоэвксинским. Новоэвксинский регрессивный этап развития моря сменился древнечерноморским и новочерноморским этапами его расширения.

Последний, новочерноморский, этап развития Азовского моря разделяется учеными на несколько самостоятельных стадий, а именно: стадию максимального развития новочерноморской трансгрессии, когда уровень моря на 2,5-3 м был выше современного, меотическую стадию, имевшую место уже в начале исторического времени, и нимфейскую стадию. В меотическую стадию Азовское море, по описанию древних греков, представляло пресноводное и заболоченное озеро. В нимфейскую стадию произошло формирование современных очертаний береговой линии, и в частности образование большей части кос Азовского моря.

Палеогеография морских бассейнов и древние города[]

Общеизвестным является факт, что древние города на берегах Чёрного и Азовского морей подтоплены этими морями, в результате ли поднятия уровня Мирового океана или опускания суши в отдельно взятом Северном Причерноморье. Но этот процесс в историческое время не был однонаправленным. Какой-то период море отступало с уровня превышающего современный, до уровня который ниже современного на несколько метров. Потом уровень моря снова поднялся, но не до первоначальных значений, а до некоторого промежуточного.[1]

Примечания[]

Advertisement