А.Крымов вики
Advertisement

Экономика Крыма глубоко интегрирована в украинскую и мировую экономику. При стабильно положительном сальдо внешних операций Автономной Республики Крым (то есть экспорта-импорта из зарубежных стран и вывоза-ввоза из других регионов Украины), АРК имеет ряд не способных к быстрой диверсификации связей с материковой Украиной. А именно, с Украины происходит «ввоз» электроэнергии, воды, моторного топлива (дизельного и бензина), титанового сырья для флагмана крымской промышленности ЗАО «Крымский Титан»; грузы, обрабатываемые крымскими портами, проходят транзитом через Украину либо имеют там начальную или конечную точку своего движения. Хотя деятельность ЗАО «Крымский ТИТАН» и портов Крыма даёт колоссальную прибавку к «квази-экспорту» из Крыма (увеличивает положительное сальдо внешнего баланса торговли товарами и услугами региона), но она не возможна не просто без материковой Украины, но даже без корректного, законного отношения «Укрзализницы» к ценообразованию на крымском направлении.

Положительное сальдо внешнего баланса АРК по торговле товарами и услугами с другими странами и регионами Украины в 2009 году составило (по нашей оценке) 0,2 - 1,0 млрд. грн. Сальдо для 2010 года будет возможно вычислить не раньше апреля 2011 года.

Вывозящими («квази-экспортными») отраслями являются:

  • Пищевая и пищевкусовая промышленность, сальдо +1,4 млрд. грн
  • Химическая промышленность: продукция химпрома АРК (преимущественно, основная химия) составляет 2,7 млрд. грн; затраты на сырьё неизвестны; розничные продажи химической продукции 0,9 млрд (0,8 млрд – фармация); собственное фармацевтическое производство АРК не значительно. Сальдо (оценочно) + 0,7 млрд грн.
  • Машиностроение - производство машиностроительной продукции в АРК превышает потребление продукции машиностроения, отражённое в статистике розничной торговли (т.е. населением и сферой услуг, без потребления машиностроительной продукции в промышленности /не очень, впрочем, значительное/), что уже очень хорошо, учитывая плачевное состояние крымского машиностроения и высокий уровень потребления бытовой и автомобильной техники населением и рекреационным комплексом. Сальдо +87,7 млн грн.
  • Металлообработка – сальдо по металлообработке свести не удалось, но учитывая характер продукции, производимой на крымских заводах (Керченских, преимущественно) – она, скорее всего, вывозится. Продукция отрасли 278 млн грн.
  • Сфера услуг туристам - чистый положительный компонент, сальдо: от +1,3 млрд. грн (минимальная оценка) до + 2,1 млрд грн.
  • Морской и железнодорожный транспорт – методов оценки пока нет, но однозначно услуги, оказанные крымскими транспортниками некрымским контрагентам, в разы превосходят по стоимости услуги, оказанные некрымскими транспортниками крымским контрагентам.

Сальдо по некоторым отраслям однозначно сводится с минусом:

  • Лёгкая промышленность (вся страна импортирует продукцию отрасли из Китая и подобных стран, АРК – не исключение), сальдо минус 79,2 млн грн
  • Полиграфическая промышленность и издательское дело (книги и канцелярия в АРК преимущественно ввозятся), сальдо минус 79,6 млн грн
  • Электроэнергетика и водное хозяйство. Сальдо (оценочно) минус 2,4 млрд грн.
  • Моторное топливо (бензин и дизтопливо). Сальдо минус 1,8 млрд грн.

Сальдо по сфере государственных услуг, а также услуг государственной системы образования и здравоохранения принимается равным нулю, так как финансируется за счёт крымских налогов, проходящих через государственный бюджет Украины.

Вывод, экономика Автономной Республики Крым является глубоко вовлечённой в экономику Украины и мировую экономику многоотраслевой экономикой. В экономике АРК производится больше товаров и услуг, чем потребляется жителями и экономическими агентами республики, а значит АРК способна как поддерживать другие регионы Украины, так осуществлять внутререгиональные инвестиции. То, что эти функции делегированы центральному правительству Украины, не меняет места и роли АРК в экономике Украины как региона-донора.

Крайняя зависимость АРК от поставок воды, электроэнергии и моторного топлива с территории материковой Украины является объективным следствием экономико-географического положения республики, и не может быть устранена полностью, особенно в рамках растущей экономики с усиливающимся агропромышленным комплексом: Днепровская вода является необходимым условием интенсивного развития сельского хозяйства степного Крыма, и не может быть заменена ни внутренними водными ресурсами (которых недостаточно), ни любыми иными источниками (ввиду большей себестоимости воды из них).

Следовательно, для сохранения положительного внешнего баланса торговли товарами и услугами Автономной Республике Крым следует наращивать продукцию машиностроения и доход от туристических услуг. Важным является также сохранение и увеличение уровня интенсивности сельского хозяйства (с тем, чтобы вода составляла как можно меньший процент себестоимости продукции), развитие рыбного хозяйства (опирающегося на ресурсы Мирового океана), дальнейшее развитие пищевой промышленности.

Для Севастополя, являющегося самостоятельной единицей, и не входящего в АРК, можно рекомендовать те же направления (машиностроение и рекреационное хозяйство); кроме того, в Севастополе целесообразно развивать ветровую и тепловую электроэнергетику.

Продовольственная безопасность[]

В 2009 году производство продукции в укрупнённой отрасли Пищевой промышленности (включающей алкогольные напитки, табачную продукцию и парфюмерию) АРК составило 4243,286 млн грн, потребление продукции отрасли в АРК составило 2839,3 млн грн. Сальдо 1403,986 млн грн. Главным управление статистики Украины в АР Крым не публикуется потоварная структура производства пищевой промышленности, поэтому сопоставить её со структурой розничного товарооборота не возможно. Есть данные по объёмам производства и розничной продажи некоторых продовольственных товаров, что позволяет точечно продиагностировать вопрос о самообеспечении АРК продуктами питания.

Производство всех товаров (по которым возможно сравнение): сливочного масла, мяса, макаронных изделий, круп и безалкогольных напитков превышает объём их розничной продажи в АРК. Особенно важно, что положительный баланс наблюдается по сливочному маслу и мясу — именно эти отрасли вызывали наибольшее беспокойство.

Нет возможности оценить статистически, но вероятнее всего, в АРК завозятся кисломолочная продукция, сыры и колбасные изделия в объёмах существенно превышающих вывоз этих товарных групп из АРК. При этом если положение на рынке кисломолочных продуктов объясняется рыночной конъюнктурой, и может измениться в пользу ОАО «Крыммолоко», то мощности по производству колбасных изделий потеряны, а по сырам, вероятно, потеряны безвозвратно.

Продовольственная безопасность по непосредственно сельскохозяйственной продукции (пшенице, рису, картофелю, овощам) в Крыму находится на высоком уровне, как и в целом по Южной Украине. Малая представленность в структуре сельского хозяйства некоторых культур (подсолнечника, сахарной свёклы, ржи) не является угрожающей ввиду вспомогательного характера продуктов их переработки. В любом случае, к голоду их отсутствие привести не может, а локальный товарный дефицит может быть восполнен поставками из других регионов Украины или из других стран.

Истинная ВЭД (операции с зарубежными странами)[]

  • Внешне-экономическая деятельность АРК
  • Внешне-экономическая деятельность Севастополя
Advertisement